Кпассики о Рыбалке.

Тема в разделе 'Рыболовная пресса, передачи, видео, ТВ', создана пользователем staL, 19 окт 2010.

  1. staL

    staL Рыболов

    Сообщения:
    107
    Симпатии:
    363
    Адрес:
    Покровск
    Возраст:
    58
    Сегодня закончил читать "Каторга", "Богатство". В.С.Пикуля. В очередной раз столкнулся с интереснейшими фактами связанными с ихтиологией,природознавством зарождением и развитием на Руси и не только Рыбоводства и просто Рыбалки. Пока без разрешения:стыдно: админов размещу некоторые выдержки из наших классиков литературы, ну а дальше ...как Форум решит!?
    "На зеленом, цветущем берегу, над темной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром исполинского осокоря или кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, на котором колеблются или неподвижно лежат наплавки ваши, -- улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды! Природа вступит в вечные права свои, вы услышите ее голос, заглушенный на время суетней, хлопотней, смехом, криком и всею пошлостью человеческой речи! Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнете вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе. Неприметно, мало-помалу, рассеется это недовольство собою, эта презрительная недоверчивость к собственным силам, твердости воли и чистоте помышлений -- эта эпидемия нашего века, эта черная немочь души, чуждая здоровой натуре русского человека, но заглядывающая и к нам за грехи наши..."
    Сергей Тимофеевич Аксаков

    "Японцы - это известно всем - очень любят природу, а рыба на их столе - главный продукт питания. Они свято оберегали рыбные богатства возле своих берегов, японское законодательство строго карало рыбаков и промышленников за любые нарушения лова. Каждая японская семья считала нужным содержать в домашнем прудке зеркального карпа, к которому взрослые и детишки относились с таким же вниманием, как в русских семьях относятся к любимой кошке или собачке. Но это похвальное усердие распространялось лишь на воды японской метрополии. Попав в чужие воды, самураи превращались в ненасытных хищников, калеча и убивая все живущее в воде. Им не нужна была даже сахалинская рыба, чтобы ею питаться. Они превращали ее в тук, который вывозился в Японию для удобрения рисовых полей, как у нас в России весною вывозят на поля навоз!
    Японцы, попавшие на Сахалин, не трогали даже крабов, они оставляли в покое креветок и осьминогов. Им нужен был тук, тук, тук, только тук... Еще издалека слышался странный шелест, напоминавший шум дождя в лиственном саду. Это шла к Сахалину рыба, и кета, раздувшаяся от икры, была толще полена. После штормов берега обрастали баррикадами выброшенной на берег краснорыбицы, которая лежала навалом в рост человека и погибала здесь же, отравляя окрестности миазмами гниения...
    Самая деликатесная рыба, самая питательная сельдь, заодно с икрой, попадала в гигантские котлы, под которыми японцы разводили жаркие костры и варили добычу до тех пор, пока она не превращалась в противное вонючее месиво. Потом эту рыбную кашу отжимали от сока, спрессованную, ее просушивали на рогожах, упаковывали в мешки, ставили клейма фирм - и в Японию поступал тук! Многие миллионы особей краснорыбицы губились самым беспощадным, самым варварским способом, чтобы удобрить рисовые поля... Вот точные данные статистики того времени: русские получали лишь одну сотую часть рыбного улова, а девять десятых рыбного урожая японцы перемалывали в тук...
    Вечером Ляпишев(губернатор Сахалина 1904г) играл в карты с Кушелевым(прокурор).
    - Пока мы тут почесываемся, - сказал прокурор, - в Японии уже завели институт "Суисон Кошучио", один из факультетов которого готовит мастеров по отлову рыбы в океанских глубинах. Пока они снимают с нашего моря пенки, а что будет, когда их лапа станет выгребать сокровища из темной бездны?
    - У меня пики, - ответил Ляпишев. - Я знаю, что будет. Всю нашу кету и семгу японцы переварят в тук, а через полсотни лет в морях Дальнего Востока не останется даже икринки.
    - Я пас! - сказал прокурор. - Страшно вас слушать, Михаил Николаевич: чем же наши внуки станут тогда закусывать?..
    "Каторга" В.С.Пикуль

    "Кровь у рыбы холодная, зато любовь у нее горячая! Лосось любит только один раз — перед смертью… В рыбьей любви есть что-то величественное и загадочное. Из нежной капсулы икринки рождается малек, а родиной его бывает река или озеро с чистыми проточными водами. Окрепнув в пресной среде, лососенок скатывается в соленую купель океана, где и проходит вся его жизнь

    — жизнь, по-своему, наверное, очень интересная и даже, пожалуй, увлекательная. Речь у нас, читатель, пойдет только о лососевых рыбах — кете, горбуше, чавыче, кижуче, семге и прочих.

    Подрастая на жирных пастбищах, лосось долго бродит в таинственных безднах, давно позабыв о своей родине. Но вот он достиг зрелости и тогда подчиняется страшной, почти необъяснимой силе — инстинкту! В темных пучинах рыбы идут могучими косяками, влекомые любовью, которая станет для них трагична. Какие опытные штурмана ведут миллионные стада лососей? Откуда они берут свой удивительно верный курс? Мы этого не знаем. Не знает этого и сам лосось, который, всплывая с глубин океана, астрономически точно находит ту реку (или даже ручеек), которая была его родиной.

    Готовый к нересту, лосось уже облачился в брачный наряд. Окраска сделалась привлекательно пестрой, иногда даже ярко-красной. Но зато внешне рыбы стали уродливей — выросли горбы, обнажились зубы, носы заострились на манер клювов. Лососю уже давно тесно в толчее своих сородичей. Рыбная масса двигается сама, и при этом она двигает перед собой водяной вал. В устьях рек вода вскипает от безудержного плеска. А выдавленные общей массой на берег лососи издыхают, но в последний миг жизни они все же мечут икру — в лужи, в траву, щедро обрызгивают ею кусты.

    Природа не прощает таких ошибок — эта любовь окажется бесплодной…

    Начинается последний этап стихийной гонки! Плотной фалангой лосось стремится вверх по течению, его не остановят даже скалистые пороги, не устрашат даже бурные водопады. Разбиваясь о камни, цепляясь плавниками за каждый выступ, совершая прыжки через мелководья и поваленные деревья, лосось идет посвятить себя акту пылкой любви. И нет сейчас такой силы, которая способна задержать его героическое движение к любви (а точнее говоря — к смерти)!

    В такие периоды рыбак перестает быть рыбаком — он не ловит рыбу, а просто черпает ее ведром, словно воду из реки. Птицы становятся гурманами: они садятся на спины лососей и выклевывают им лишь глаза — ослепшие рыбы все равно продолжают путь. Собаки заходят в реку и отжирают у лососей самое лакомое — головы, вкусно хрустящие на зубах. Медведи садятся на берегу, и, подцепив лосося на коготь, перебрасывают его через плечо, даже не оглядываясь. Накидав целую кучу рыбы, косолапый приступает к еде — обстоятельно и неторопливо. Я не рисую, читатель, картину варварского истребления — я изображаю лишь скромную сцену потребления, неспособного нарушить общую гармонию нереста.

    Итак, наш лосось продолжает путь, и, пока его жабры еще покрыты водою, он преодолевает любую быстрину, устремленный туда, где нерестились его предки, где он сам познал радость своего рыбьего бытия. Изможденные, почти полумертвые, лососи разгребают песок и гальку, в ямки гнезд мечут икру с молоками. Сколько бы ни длился этот беспощадный процесс нереста, за все его время лосось ничего не ест. Но, исполнив свой родительский долг, он рыцарски остается на страже гнезда, тихо колебля над ним воду хвостом, а потом… потом умирает. Печально, но это так: лососю никогда не суждено видеть свое потомство.

    Такова трагедия пылкой рыбьей любви!
    А законы промысла справедливы — рыбу можно ловить, дозволено отбирать у нее икру. Нельзя лишь препятствовать нересту, грешно пресекать акт рыбьей любви, преступно лишать лосося завершения священного цикла природы. Но камчатская рыба, входя в устья рек, сразу же попадала в плотные сети флотилий лейтенанта Ямагато — японцы бессовестно нарушали законы лова."
    "Богатство." В.С.Пикуль.

    Добавлено через 6 часов 28 минут
    Потом ему стало жалко большую рыбу, которую он поймал на крючок. "Ну не чудо ли эта рыба, и один бог знает, сколько лет она прожила на свете. Никогда еще мне не попадалась такая сильная рыба. И подумать только, как странно она себя ведет! Может быть, она потому не прыгает, что уж очень умна. Ведь она погубила бы меня, если бы прыгнула или рванулась изо всех сил вперед. Но, может быть, она не раз уже попадалась на крючок и понимает, что так ей лучше бороться за жизнь. Почем ей знать, что против нее всего один человек, да и тот старик. Но какая большая эта рыба и сколько она принесет денег, если у нее вкусное мясо! Она схватила наживку, как самец, тянет, как самец, и борется со мной без всякого страха. Интересно, знает она, что ей делать, или плывет очертя голову, как и я?»

    Он вспомнил, как однажды поймал на крючок самку марлина. Самец всегда подпускает самку к пище первую, и, попавшись на крючок, самка со страха вступила в яростную, отчаянную борьбу, которая быстро ее изнурила, а самец, ни на шаг не отставая от нее, плавал и кружил вместе с ней по поверхности моря. Он плыл так близко, что старик боялся, как бы он не перерезал лесу хвостом, острым, как серп, и почти такой же формы. Когда старик зацепил самку багром и стукнул ее дубинкой, придерживая острую, как рапира, пасть с шершавыми краями, когда он бил ее дубинкой по черепу до тех пор, пока цвет ее не стал похож на цвет амальгамы, которой покрывают оборотную сторону зеркала, и когда потом он с помощью мальчика втаскивал ее в лодку, самец оставался рядом. Потом, когда старик стал сматывать лесу и готовить гарпун, самец высоко подпрыгнул в воздух возле лодки, чтобы поглядеть, что стало с его подругой, а затем ушел глубоко в воду, раскинув светло-сиреневые крылья грудных плавников, и широкие сиреневые полосы у него на спине были ясно видны. Старик не мог забыть, какой он был красивый. И он не покинул свою подругу до конца.

    «Ни разу в море я не видал ничего печальнее, — подумал старик. — Мальчику тоже стало грустно, и мы попросили у самки прощения и быстро разделали ее тушу».

    — Жаль, что со мной нет мальчика, — сказал он вслух и поудобнее примостился к округлым доскам носа, все время ощущая через бечеву, которая давила ему на плечи, могучую силу большой рыбы, неуклонно уходившей к какой-то своей цели.

    — Подумать только, что благодаря моему коварству ей пришлось изменить свое решение!

    «Ее судьба была оставаться в темной глубине океана, вдали от всяческих ловушек, приманок и людского коварства. Моя судьба была отправиться за ней в одиночку и найти ее там, куда не проникал ни один человек. Ни один человек на свете. Теперь мы связаны друг с другом с самого полудня. И некому помочь ни ей, ни мне».

    «Может быть, мне не нужно было становиться рыбаком, — думал он. — Но ведь для этого я родился..."
    Э.Хемингуэй. "Старик и Море."
     
    • Нравится Нравится x 1

  2. иванол

    иванол Рыболов

    Сообщения:
    502
    Симпатии:
    2.711
    Адрес:
    Херсон
    Всех приветствую! Тема давно не обновлялась, но недавно перечитав рассказы одного классика украинской литературы и сопоставив со своим многолетним опытом рыбалки понял, как она актуальна. Речь идёт о рассказах украинского писателя, прозаика, классика сатирической прозы 20 века Остапа Вишни. Особенно меня поразил рассказ Короп, где Остап Вишня, кстати и сам будучи рыболовом, рассказывает о ловле карпа, и о красоте рыбалки в широком понимании. Автор точно передаёт чувства рыболова в разных ситуациях и думаю каждый рыболов переживал такие чувства при поимке не только трофейной рыбы, а на рыбалке вообще. Больше всего понравился рассказ на украинском языке, с его неповторимыми и красивыми оборотами речи и может быть кто - то прочтя рассказ Короп, да и другие произведения Остапа Вишни решит окунуться в мир рыбалки. Приведу несколько цитат из рассказа Короп.
    "Вы когда - нибудь переживали такой момент, когда вам на крючок клюнул карп? Переживали? Если не переживали, обязательно переживите, а когда переживали, вам захочется этот момент пережить ещё раз! До боли, до бешенства, до крика приспичит."
    "В руках у вас удочка. Леска у вас крепкая, крючок у вас стальной, закалённый, крепкий. На крючке - картофель, сваренный как раз так, как любит карп - не мягкий и не твёрдый, а именно сразу. Вы смотрите на поплавок так, как даже, когда были женихом, не смотрели в голубые большие глаза своей любимой. С таким вниманием, с таким желанием, с таким ожиданием. И вдруг поплавок - сип! А вас в сердце - штрик! Ещё раз - сип! Ещё раз - штрик!"
    "Были такие случаи, что рыбак прыгал в воду, чтобы ухватить карпа руками. В одежде, в сапогах, с картошкой в мешочке, с сигаретами и с путёвкой в Гагру в кармане... Зря! Карп на путёвку даже в Гагру не берёт!"
     
    • Нравится Нравится x 5
  3. иванол

    иванол Рыболов

    Сообщения:
    502
    Симпатии:
    2.711
    Адрес:
    Херсон
    Перечитывая классиков мировой литературы, которые высказывались о рыбалке ещё 100 лет назад и сопоставляя это с сегодняшним днём применительно к нынешним условиям понимаешь, что рыбалка это состояние души и кто к этому уже пришёл, то для него прежде всего важен сам процесс и удовольствие полученное от общения с природой.
    Процитирую несколько строчек известных писателей о рыбалке:

    Рыбалка - это нечто, что очищает твою душу. Рыба свободно плавает в реке, свободно и неторопливо. Именно поэтому нам так хочется её поймать, не так ли? Но когда мы её ловим, то получаем не свободу, а кусок мяса. ( Хисон Нам ).

    Жизнь человека напоминает жизнь старого рыбака: большую часть времени сохраняешь пустые надежды. ( Фэн Цзицай ).

    На рыбалку ходят не за рыбой, а за душевным покоем. ( Нил Гейман ).

    Рыбалка! Признаюсь вам в одной вещи, вернее - в двух. Первое - оглядев всю пройденную жизнь, я искренне не могу вспомнить ничего, что зажигало меня так же, как рыбалка. Всё тускнеет в сравнении, даже женщины. Не стану уверять в своём к ним равнодушии. Я столько сил и времени потратил, гоняясь за бабами, да и теперь при случае не прочь. Однако если бы на выбор предлагалось: вот тебе женщина ( ну, женщина как таковая ), а вот десятифунтовый сазан, - победа каждый раз осталась бы за рыбой. Второе, в чём нужно признаться, - после шестнадцати я на рыбалку ни разу не ходил. ( Джордж Оруэлл ).
    Между прочим, помнишь лучше всего тех рыб, которых не поймал. ( Джордж Оруэлл ).
     
    • Нравится Нравится x 2